Главная
›
Новости
Дикий разум Генри Д. Торо
Опубликовано: 28.10.2023
Дикий разум Генри Д. Торо
основную информацию о жизни Торо получить нетрудно. Самым частым упоминанием, наверное, будет то, что этот американский поэт и философ XIX века, потомок французских иммигрантов, два года и два месяца своей короткой жизни (он прожил всего сорок четыре года) провел в лесу возле озера Уолден. Отсюда и название его знаменитой книги. А потом будут три короткие заметки. Во-первых, на него повлиял Ральф Уолдо Эмерсон — если не знаешь, кто он, пропускаешь заметку и читаешь дальше. Во-вторых, он был убежденным аболиционистом, то есть поддерживал тех, кто хотел отменить рабство в Америке (в Новой Англии, как ее тогда называли), и поэтому призывал к ненасильственному гражданскому неповиновению. И третий вариант самый сложный, потому что в нем также используется один довольно резкий термин: а именно, что он был трансценденталистом. Однако именно третью ноту надо начинать.
Американские трансценденталисты, в том числе Эмерсон и Торо, заимствовали этот термин из европейской философии, точнее, из Иммануила Канта. Он называет трансцендентальным любое знание, которое имеет дело не с объектом, а с тем, как мы познаем этот объект. Поэтому нам следует узнать как можно больше о наших собственных познавательных способностях и чувственном восприятии, потому что от них зависит то, как нам кажутся вещи в мире. Если бы мы умели воспринимать и узнавать по-другому, окружающий мир показал бы нам и другие свои стороны, к которым мы, к сожалению или к счастью, не имеем естественного доступа. Именно по этой причине мы не можем (и фактически не должны) улавливать определенные сигналы, как это делают летучие мыши, потому что у нас нет сонара, органа эхолокации, как у летучих мышей. Именно поэтому пчела или бабочка «видит» для нас скрытые ультрафиолетовые отметины на цветах, тогда как бедный бык видит все только в черно-белом цвете. Для нас мир объектов таков, каким его расшифровывают наши чувства и что наш разум затем может сделать с этим сообщением. Это очень упрощенная версия кантовского понимания трансцендентализма. Его миссия: исследовать архитектуру человеческого разума от темных подвалов до самых верхних этажей.
А теперь американцы и Торо. Давайте поставим себя на их место. Мы находимся в Америке XIX века, которая до этого не имела даже собственной философии, если не считать некоторой атавистической индийской мудрости. Американские интеллектуалы того времени что-то взяли от Англии, от Джона Стюарта Милля, Дэвида Юма или Джона Локка, но это не была слава. И тут внезапно вокруг Ральфа Уолдо Эмерсона (и снова это имя) появляется группа людей, которые попытаются сделать что-то революционное. Это момент, когда сформировалась благодатная почва и для Торо.
Торо о себе: «В моей природе есть необыкновенная тяга ко всему дикому».
Но сначала Ральф Уолдо Эмерсон (1803–1882). Жизнь у него была нелегкая, слишком часто в семье случалась смерть. Его первая жена Эллен умерла, когда ей было девятнадцать, позже он нашел новую - Лидиан (о ней мы еще услышим). Эмерсон был буквально левшой в домашнем хозяйстве, которое он застал, избаловал, поэтому предпочитал ничего не делать и посвятить себя проповедям, лекциям, мероприятиям, книгам и философии. После смерти первой жены в 1832 году он решил совершить путешествие по Европе. Оттуда он привозил и новые книги, особенно Канта. Как можно догадаться, Эмерсона интересовал трансцендентализм Канта, который он связывал с идеализмом Платона, неоплатонизмом и романтическими идеями, охватившими тогда Европу. Он понял, что мы, взрослые и цивилизованные люди, уже не можем воспринимать природу так, как до сих пор это делают маленькие дети. Говорят, что объективная наука отделила нас от природы, и пришло время вернуться к изначальной, даже элементарной связи нашего тела и внешнего мира. Так была создана его самая известная книгаПрирода, которую он опубликовал в 1836 году, вскоре после возвращения в Америку. В это время вместе с другими он основал так называемый Трансцендентальный клуб, где встретились несколько его друзей и последователей, а также начал издавать собственный журнал The Dial. Торо также принадлежал к этой группе. Не то чтобы эта группа стягивалась одной цепью и чтобы они были едины в своем мышлении, вовсе нет, между ними тоже были споры. Однако их объединяло то, что они ненавидели плоский интеллектуализм, консервативную приверженность мертвым традициям или духовно сухой материализм рабовладельцев. Трансценденталисты были просто одними из первых американских революционеров, первых защитников независимости, первых феминисток.
Вы можете прочитать всю статью, если купите цифровую подписку.week. Теперь мы также предлагаем возможность приобрести совместный доступ к.tježen и Denník N.
авторизоваться внести предоплату
Если вы нашли ошибку, напишите
[email protected].